|
Морщихинская – Каргополь – Няндома.
Последний день. Отъезд домой, поэтому лыжного маршрута сегодня нет.
Утром поспали чуть подольше. Наши добрые поварихи опять с утра пораньше приготовили нам всякую вкуснятину. Завтрак и ужин все пять дней нам готовили мать с дочкой, местные из д. Морщихинская. Еда домашняя деревенская, не подстать всяким «шведским» заграничным столам: щи со сметанкой, щука и ряпушка жаренные, картошечка вареная рассыпчатая, соленые огурчики, грибочки, выпечка с лесными ягодами, оладушки, вкуснейший творог, клюквенно-черничный морсик, черничное варенье, моченая морошка…Всего очень много. Не знаю, кто как, а я всегда была объевшаяся. Ну, ничего, на лыжах, да на свежем воздухе все прекрасно растрясалось.
Уезжать из этого благодатного места совсем не хотелось, еще бы денечка два…Этого желала не только я, но и многие из группы. Так что, уважаемые представители Russiadiscovery, удлиняйте нам отдых! Ничего не поделаешь, в 11 утра выехали в Каргополь. 1,5 часа и мы в небольшом старинном северном городке. Город раскинулся на левом берегу реки Онега, в 5 километрах от ее истока озера Лаче. Годом основания Каргополя считают 1146 год, т.е. старше Москвы. Название города происходит вероятнее всего от финно-угорского «каргупуоли» («Karhupuoli», совр.финн.), что означает «медвежья сторона».
В 15-17вв. Каргополь был значительным торговым пунктом, связывавшим центр России с Поморьем. Город находился на стыке речных бассейнов Волги, Онеги, Северной Двины и Невы, что создавало самые, что ни на есть, благоприятные условия для торговли. В этот период Каргополь был одним из самых крупных торговых центров, да и вообще городов России. С 18 века в связи с основанием Санкт-Петербурга торговое и экономическое значение Каргополя падает, так как заметно сокращается значение торгового пути через Белое море и Онегу. Ну, а когда в 19 веке железная дорога обошла Каргополь стороной, он, как и множество других малых российских городов, остановился в своем развитии. И до сих пор, к счастью, здесь нет ни многоэтажных зданий, ни крупных промышленных предприятий и город в полной мере выглядит как сто лет назад. В центре города многие деревянные дома построены еще до революции. , Несмотря на то, что в городе очень много достопримечательностей, исторических и архитектурных, туристов не так много. Жизнь здесь течет также медленно и неторопливо, как и раньше. Издавна Каргопольская земля славится своей глиняной игрушкой, которая известна не только в России, но и далеко за ее пределами. История ее возникновения связана с древними (языческими) обрядами. Во многом благодаря мастерице-игрушечнице Ульяне Бабкиной были сохранены традиции изготовления каргопольской игрушки. Она начала делать ее с 15 лет и занималась этим 74 года - до конца своих дней. Именно она сохранила образ Коня-Полкана – бородатого кентавра, который является одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке.
Музейную экспозицию каргопольской игрушки мы увидели в Центре народных ремесел «Берегиня». Там же нас провели по мастерским, где занимаются традиционными северными ремеслами: плетением из бересты, лоскутным шитьем, народной тряпичной куклой, ткачеством, глиняной игрушкой. Здесь же удалось приобрести на прощание сувенирчики.
После культурной программы отобедали в ресторане гостиницы «Каргополь» и здесь же, поблагодарив за прекрасно проведенное время, распрощались с Радиком. Выброска в Москву также как и заброска из Няндомы. Ну вот, зимняя сказка закончилась, но я пообещала себе вернуться сюда уже в теплое время года к голубым озерам, зеленым лугам и, конечно же, неповторимой северной тайге. И лучшее время для этого края август-сентябрь. До новых встреч, Русский Север! Елена Гненкова, Лекшмозеро – Каргополь – Няндома, январь 2010 г. |